
[php snippet=2]
[php snippet=10]
По разным оценкам, мошеннические ICO принесли своим создателям от $851 до $1 миллиарда.
Есть много примеров, когда организаторов таких ICO пытались привлечь к суду. Самые известные из них были инициированы сверху, то есть благодаря деятельности Американской SEC.
В прошлом году основатели проекта Munchen после расследования SEC были вынуждены вернуть инвесторам $15 млн.
В начале этого года были арестованы организаторы ICO Centra, которым удалось привлечь $32 млн.
Ещё один пример — из Канады, где суд приговорил организатора ICO PlexCoin к двум месяцам тюрьмы и штрафу в размере $10 тысяч, а учреждённую им компанию к штрафу в размере $100 тысяч.
Практика показывает, что SEC очень активно работает на поле ICO, но за пределами США власти пока не так успешно борются с мошенническими криптопроектами. Юридической практики крайне мало, а в России и в странах СНГ ни одного приговора вынесено не было.
Однако есть набор юридических инструментов и необходимых шагов, которые помогут вам защитить свои права, если вы стали жертвой мошенников, либо считаете, что компания не выполняет свои обязательства по каким- то причинам. Для большинства инвесторов не важна причина потери вложений, важнее вернуть эти вложения или хотя бы часть их.
Если вы считаете, что вас обманули, и желаете дать делу ход, нужно собрать максимальное количество доступных для вас доказательств того, что вас обманули. Нужно сделать скриншоты, доказывающие факт обмана или мошенничества.
Подойдёт White Paper с описанием проекта, рекламные баннеры, переписка в Telegram и других мессенджерах. Необходимо скачать и сохранить всю переписку по электронной почте.
Если у вас были телефонные переговоры — можно запросить телефонную компанию распечатать историю ваших звонков. Если были личные встречи с представителями компании, нужно указать адрес, где происходила встреча, дату, попробовать привлечь свидетелей. Также могут сохраниться записи с видеокамер, которые можно запросить.
В итоге у вас должна быть внушительная папка с информацией, с которой уже можно обращаться в суд или полицию. Осталось дело за малым — понять, на кого конкретно писать.
У большинства ICO одинаковая структура. Как правило, специально для ICO создается компания — эмитент, которая выпускает токены и принимает деньги инвесторов. Очень часто такие компании зарегистрированы на Каймановых, Сейшельских, Бермудских островах или в таких юрисдикциях как Сингапур или Эстония.
Во многих ICO информация о компании-эмитента нет нив White Paper, ни где-либо на сайте проекта. Иногда она становится доступна только после регистрации на сайте.
Однако компания-эмитент не ведёт операционную деятельность. А информацию об операционной деятельности компании найти ещё сложней, чем о компании-эмитенте, тем более, если компания уже изначально хотела обмануть инвесторов. Скорее всего, сначала придётся требовать деньги с компании-эмитента.
Обращение в суд с иском к компании-эмитенту о возмещении убытков является единственным средством защиты в ситуациях, когда действия ответственного лица не содержат состава преступления. Судебный порядок актуален для случаев, когда речь идёт не о мошенничестве, а просто о неудачном проекте, в котором организатор не выполнил свои обязательства и не спешит возвращать деньги.
Перед тем как идти в суд, нужно предъявить требования к компании-эмитенту о возврате средств или возмещении ущерба. Если оно не будет удовлетворено, то можно смело обращаться в суд с соответствующим заявлением и собранными вами доказательствами.
В суде вам выдадут денежное требование к эмитенту, если и оно не будет удовлетворено, можно начинать процедуру банкротства компании.
Сама по себе это длительная процедура, зато она позволит узнать, кто на самом деле является учредителем компании, какие у неё активы и другую информацию.
Вернуть свои деньги через суд можно только там, где компания зарегистрирована. Стоимость ведения дела на Кайманах — $30-50 тысяч, в Эстонии — €6-8 тысяч, в Сингапуре — $85-130 тысяч — и это без учета госпошлин, услуг переводчиков и т. д. То есть ваши инвестиции в проект должны существенно превышать возможные затраты на ведение дела в иностранном суде, либо вам нужно подавать коллективный иск вместе с другими обманутыми инвесторами.
Если имеет место очевидный обман, то нужно обращаться в полицию. Возбужденное уголовное дело представляет дополнительные возможности, что является существенным плюсом. Следователь может намного быстрее получить необходимую информацию.
Но есть и минусы — поскольку юридической практики очень мало, полиции будет тяжело разобраться в деле такой категории. Ваша задача — привести максимум доказательств нарушения закона, а в заявлении максимально просто описать состав преступления.
Когда заявление принято, вас опросили и завели дело — встаёт вопрос о том, что такое преступление носит трансграничный характер. Следователям придётся отправлять запрос в Сингапур или Эстонию, чтобы уже местные власти провели необходимые следственные действия.
Ведение как уголовного, так и гражданско-правового дела, тем более международного — долгий и дорогой процесс. Поэтому лучше ещё на этапе инвестирования внимательно изучать все документы и всю доступную информацию, взвешивать риски. И все фиксировать.
[php snippet=12]
[php snippet=4]